ИСТОРИЯ СЕТЕВОГО
МАРКЕТИНГА
История MLM, неразрывно связана с именем американца Карла Ренборга (1887 - 1973), чьи
реализованные идеи превратились в индустрию Сетевого маркетинга с более чем 200 миллиардным
оборотом.
Двенадцать лет Ренборг прожил в Китае, работая в различных американских компаниях
(нефтяных, судостроительных) и уже тогда стал задумываться о системе правильного питания
человека и роли в ней витаминов. В середине 20-х годов он среди многих других иностранцев
оказался в тюрьме, когда к власти в Китае пришли революционные силы под руководством генерала
Чан Кай-Ши. Именно тогда он стал на практике проверять различные диеты, так как тюремная пища
не способствовала сохранению здоровья. Но где было взять необходимые для организма элементы?
Например, железо? Карл нашел выход - первой пищевой добавкой стали... ржавые гвозди!
Частички от них Ренборг добавлял в тюремную пищу, потом договорился с охранниками, чтобы
те приносили ему различные травы...Карл Ренборг и те, кто следовал его примеру, смогли не
только выжить, но и вернуться на родину.
В США, где Ренборг оказался в 1927 году, он вплотную приступил к созданию различных
пищевых добавок, основой для которых избрал люцерну, содержащую множество витаминов, минералов,
белка и других полезных компонентов. Созданные на её основе препараты Ренборг предложил для
испытания своим знакомым, раздав продукцию бесплатно. Результатов не было - никто не стал
пробовать полученные пищевые добавки. Тогда Карл стал брать за них деньги, поняв, что ничто
бесплатное не ценится. Результаты тотчас появились, причём самые позитивные. Информация о
полезных добавках получила широкое распространение (у каждого из знакомых Ренборга нашлось
много своих знакомых), люди просили Ренборга о встречах, чтобы получить больше информации
о новом продукте. Удовлетворить все заявки Карл, разумеется, не мог. И тогда ему пришла в
голову гениальная мысль.
Ренборг предложил друзьям самим давать информацию о пищевых добавках
своим знакомым, а если те купят их, он обещал выплатить комиссионные. Он решил платить также тем знакомым
своих друзей, кто в свою очередь, будет продвигать его товар дальше, используя уже
свои связи.
Так родился Сетевой Маркетинг и в 1934 году Карл Ренборг основал компанию
"California Vitamins"
и благодаря новой системе продаж, когда потребители продукта становились и его распространителями
(дистрибьюторами), компания быстро достигла оборота 7 миллионов долларов, не вложив ни одного
доллара в рекламу (это принципиально важное обстоятельство необходимо помнить, когда мы дойдём до вопроса, откуда в сетевом маркетинге
берутся такие большие деньги).
В 1939 году Карл Ренборг переименовал свою компанию в "Nutrilite Products"
(по названию продукта), сохранив принцип распространения пищевых добавок.
Его сотрудники сами приглашали на работу новичков, давали им необходимые сведения о
продукте и предлагали каждому строить
свою собственную сеть, приглашая в бизнес своих знакомых. Компания обеспечивала всех
дистрибьюторов своей продукцией и выплачивала каждому комиссионные не только за
проданные им самим товары, но и за каждую продажу, совершенную лично привлечённым
дистрибьютором.
Торговый представитель компании, который стал называться "спонсор", то есть поручитель,
пригласивший на работу новичка, брал на себя обязательство обучать его и помогать ему
совершать как можно больше продаж - от этого зависели его
собственные комиссионные. Причём они могли быть больше от групповых объёмов продаж,
чем от личных.
Таким образом, Ренборг ввёл практику классического бизнеса "Одноуровневый маркетинг".
Дальнейшая история MLM связана с именами сотрудников
"Nutrilite" Рич Де Воса и Джей Ван Эндела,
которые после десяти лет успешного бизнеса в структурах Ренборга в 1959 году
создали свою собственную компанию "American Way Corporation", сокращённо
"AMWAY" (Американский
Путь), которая сегодня является самой крупной сетевой компанией в мире с годовым оборотом
8 миллиардов долларов.
Заслуга этих людей состоит в том, что они, во-первых, вышли за рамки реализации только
одного продукта, включив в свой ассортимент, помимо пищевых добавок, хозяйственные товары
домашнего употребления (сегодня в прайс-листах "AMWAY" более 3000 различных товаров).
Во-вторых, они стали использовать многоуровневый маркетинг-план в этом бизнесе, то есть
стали выплачивать вознаграждение за объёмы продаж дистрибьюторов всех уровней, а не только
привлечённых лично. Это привело к быстрому росту компании и распространению продукции за
пределы США - в Канаду, Австралию, Японию и другие страны. Сегодня
"AMWAY" можно встретить
в 24 странах мира и миллионы людей получили возможность значительно улучшить своё материальное
положение через сотрудничество с этой компанией.
Были в истории MLM и трудные времена. В 1975 году в Америке развернулась борьба с
финансовыми пирамидами и под флагом этой компании вместе с водой чуть не выплеснули и
ребёнка. В Федеральной комиссии по торговле нашлись чиновники, которые попытались
объявить незаконной пирамидой и компанию
AMWAY".
Четыре года шла проверка деятельности компании, завершившаяся судебным решением,
признавшим сетевой маркетинг законным способом реализации товаров.
Сразу вслед за федеральными властями большинство штатов также признали
сетевой маркетинг легитимным. В 1980 году образована компания
"Herbalife
,
ставшая к настоящему времени одним из флагманов мирового бизнеса МЛМ, годовой
товарооборот её к 2000 году, т.е. всего за 20 лет существования, достиг астрономической
цифры 2,3 миллиарда долларов.
Herbalife
имеет официальные представительства и официально работает в 52 странах мира.
Эта компания занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая быстроразвивающаяся сетевая
компания в мире.
Начался настоящий бум MLM. Тысячи компаний стали использовать сетевой маркетинг для
продвижения на рынок своих товаров. Особенно он стал привлекателен для мелких и средних фирм,
не имеющих больших средств на рекламу - лучшей рекламой становились сами дистрибьюторы-потребители
товара, получившие удовлетворение от его личного использования. В ассортименте сетевиков
оказались самые разнообразные товары - страховые полисы, предметы бытовой химии, пластиковые
карты, украшения, посуда, компьютеры, мини-тракторы и многое, многое другое. Сетевой маркетинг стали
использовать и крупнейшие компании, такие, как
Ford, Colgate,
Canon, Lipton,Coca-Cola
и многие другие флагманы бизнеса. В практику дистрибьюторов прочно вошли самые современные
бизнес-технологии, связанные с системами телекоммуникаций и компьютерным обеспечением процесса
продаж. |Обороты сетевых компаний растут ежегодно на 20 - 30 %, а число дистрибьюторов приближается
к 30 миллионам человек. В США дистрибьютора-сетевика можно обнаружить в каждой девятой семье
и более 100 миллионов американцев ежегодно делают хоть одну покупку через систему MLM.
Процессы, происходящие в Америке, не могли не затронуть и другие страны. Во многих странах
были приняты законодательные акты, давшие "зелёный свет" этому виду бизнеса. В настоящее
время сетевой маркетинг процветает в 125 странах всех континентов. В Японии более 2 миллионов дистибьюторов реализуют продукцию на сумму 30
миллиардов долларов США в год. На Тайване каждый двенадцатый житель страны является специалистом по сетевому маркетингу. Объём продаж в Тайване и Корее приближается к 2 млрд. долларов в год.
В Малазии свыше 1 миллиона специалистов в MLM довели в 1998 году объём продаж до 1 миллиарда
долларов. В Австралии объём продаж с помощью
сетевого маркетинга превысил 1,5 млрд. долларов США
в год. Для того, чтобы попасть на сетевые конференции и учебные
семинары,
австралийцы
затрачивают на дорогу 5-7 часов - такова тяга к этому бизнесу.
Объём продаж в странах ЕЭС (Германия, Италия и Франция) превысил 2 млрд. долларов в
год, а в Великобритании - 1 млрд. долларов. Стремительное
развитие сетевого маркетинга происходит в странах Восточной Европы.
Всего за один год после выхода на румынский рынок американской компании
AMWAY, к ней
присоединилось свыше 1% населения страны. Рост в Словении, Польше, Чехии и Венгрии
также происходит с удивительной скоростью. В Испании сетевиками продаётся
продукции на сумму свыше 700 млн. долларов в год,
объём продаж в Австрии достиг 300 млн. долларов, в Швейцарии составляет 200 млн. долларов,
сотнями миллионов долларов измеряются сетевые продажи в Швеции, Норвегии и Финляндии. В Бразилии действует почти 1 миллион дистрибьюторов, которые продают продукцию на сумму
свыше 3 млрд. долларов в год. В Аргентине годовой объём продаж приближается к одному миллиарду долларов. Объём продаж в Южной Корее достиг 400 млн. долларов.
В настоящее время можно назвать
такие крупнейшие сетевые компании, как Vision,
Primerica,
MaryKay, Excel Communication,
NuSkin.
За прошедшие 55 лет бизнес MLM
превратился в законный и эффективный канал
распределения, идеально приемлемый для
новой волны, которая в скором времени
захлестнёт мир бизнеса (подробнее об этом
читай в книге Ричарда По «Четвёртая
Волна, или сетевой маркетинг в
XXI веке»
издательство Гранд, Москва, 2001 г.) В
настоящее время в мире насчитывается более
4000 только крупных сетевых компаний,
общий оборот которых в мире превышает 300
миллиардов долларов. В США -в настоящее
время работает более 2500 крупных сетевых
компаний, 65 % продукции в США
продвигается именно через сетевые компании
и занято в этой сфере примерно 15% населения,
т.е., примерно каждый девятый житель.
Примерно 500 тысяч человек в
мире стали миллионерами, работая именно
с системе МЛМ. (Вспомните известный фильм
"О счастливчик" - главный герой
которого работает в какой-то период
дистрибьютором по продаже кофе.) В
Японии объём реализации товаров
через МЛМ достигает 90%, этим Япония и
обязана своему стремительному
экономическому росту. В Европе работает
более 700 сетевых компаний, в Малой Азии -
более 800, в России более 70 только крупных.
Ежедневно в мире более 100 тысяч человек
становятся независимыми дистрибьюторами
компаний. Сетевые компании существуют в
125 странах мира. Как прогнозируют
Экономисты-аналитики, в 21 веке примерно 70 %
товаров в мире будет продаваться именно в
системе МЛМ.
Исторически сложилось так, что
сетевой маркетинг начинался с предметов
личной гигиены, витаминов, пищевых добавок,
предметов домашнего обихода, товаров для
отдыха и обучения. Начиная с 1980 года
увеличивается доля, приходящаяся на услуги,
особенно в области телекоммуникаций. В
числе прочих услуг можно назвать:
обслуживание по кредитным картам,
финансовые услуги, страхование, а также
туристические услуги. Принимая во внимание
децентрализацию коммунальной сферы,
процесс перехода её в систему МЛМ –
дело ближайшего будущего.
Очевидным
свидетельством того, что сетевой маркетинг
уже сформировался как бизнес служит тот
факт, что в настоящее время торговые
операции с акциями более 20 сетевых компаний
осуществляются в рамках системы
автоматической котировки Национальной
ассоциации фондовых дилеров (США), а также
на Нью-Йоркской фондовой бирже. Есть ещё
немало компаний, готовых выпустить
собственные акции, так как то
обстоятельство, что финансовое положение
сетевых компаний почти в два раза лучше
аналогичного показателя традиционных
корпораций, вызывает необычный интерес у
инвесторов.
А как же появился и развивался
сетевой маркетинг в России, об этом на СЛЕДУЮЩЕЙ
СТРАНИЧКЕ.
НА
ГЛАВНУЮ СТРАНИЧКУ